Методы исследования в курсовой работе


При написании курсовой работы студенты сталкиваются с необходимостью обосновать методологию исследования. Она подбирается в соответствии с целями и задачами работы. Нередко этот вопрос вызывает затруднения.

Что такое методы исследования в курсовой работе?

При подготовке исследования студенты применяют различные способы и средства для более глубокого погружения в материал. Именно методы познания позволяют достичь обозначить цель, подтвердить или опровергнуть гипотезу, получить новые научные данные. С помощью методов выясняются факты, истина и закономерности. Каждая из научных отраслей имеет существенное отличие в методологии. Одни методы, использующиеся в технических направлениям, не могут быть применены при написании курсовой работы по гуманитарной науке.

Какие бывают виды методы исследования?

Методологию научной работы классифицируют согласно их применению. При изучении того или иного предмета используют общие отраслевые методы, которые можно использовать для любой науки. К ним относится анализ, сравнение, наблюдение, обобщение, разделение и т.д.
Действительно, в особую группу выделяются частнонаучные методы. Для таких наук как химия и биология обязательно проведение экспериментов, для гуманитарных наук нередко применяется интервью. В точных науках различают также количественные и качественные методы. Они используются для проведения расчётов, определения химического состава, измерений. Некоторые научные направления используют крайне специфические методы исследования, которые не применимы в других отрасля. Например, в инженерии применяют логический анализ структуры, функций, детерминант и факторов. Студенты инженерных направлений проводят анализ прототипа системы, моделирование и экспертные оценки. Особое место в исследованиях занимают имитационные (программные) модели и использование технологии виртуальной реальности. Правильный выбор методологии позволит выстроить работу логически верно, получить достоверные результаты.
 

Теоретические и практические (эмпирические) методы исследования

Получаемые в работе умозаключения студенты получают путем проведения логических операций, анализа, выдвижения гипотез и рассуждений. Кроме того, для получения доказательств и выводов могут использоваться экспериментальные данные. Все эти методы исследования относятся к теоретическим. Их основные виды:
  • Синтез или соединение в единую систему полученных данных. Противоположен анализу, соединяет информацию в виде выводов. В теоретическом научном знании метод выступает в форме взаимосвязи теорий и концепций, являясь основой интеграции.
  • Индукция и дедукция. Два противоположных метода, представляющие собой переход от частного к общему и обратно. Позволяет более глубоко проникнуть в суть предмета.
  • Абстрагирование от вторичной по важности информации, наиболее часто используется в гуманитарных науках. В исследовании используются ключевые положения, все маловажное не принимают во внимание при подготовке выводов.
  • Анализ или разделение предмета на части. Расчленение объекта исследования или научной теории на составные элементы – признаки, свойства, отношения. Ключевой теоретический способ познания, используемый во всех науках.
  • Моделирование или идеализация. Метод основан на создании несуществующей логической цепочки или структурного объекта. Конструирование понятий о предметах, не существующих в действительности, но обладающих определенными чертами реальных объектов. Активно используется в технических науках.
  • Сравнение. Сопоставление свойств нескольких предметов для определения сходств и различий. Он позволяет определить общие и отличительные стороны входящего в какую-либо конкретную область действительности предмета или явления.
  • Обобщение, являющееся результатом индукции и дедукции. Обычно используется на втором этапе научных исследований для установления общих свойств и признаков объектов.
  • Работа с аксиомой или заведомо истинным положением. Логическим путём выводятся и доказываются остальные истинные утверждения, теоремы, выдвинутые гипотезы.
  • Построение прогноза или логического доказательства на основе полученных данных и законов. Математическая или логическая операция, направленная на получение конкретных результатов в процессе изучения прогнозов.
  • Анализ публикаций по теме исследования. Доступный, однако, очень трудоемкий метод исследования. Он требует от студента высокой работоспособности и умения критически оценивать прочитанное.
В некоторых научных работах достаточно использовать теоретические способы познания, в других этого не достаточно. Практические методы позволяют получить новую информацию с помощью проведения экспериментов. В результате студент получает математические данные, показания, расчёты и т.д. К этой группе относятся следующие методы:
  • Эксперимент, проводимый при определённых условиях. Важнейший эмпирический способ познания. Заключается в активном влиянии или вызывании исследуемого процесса. Обязательно присутствие основной и контрольной экспериментальных групп.
  • Описание или фиксация информации в тексте, схемах или графиках. Представляет собой систему процедур сбора, первичного анализа и изложения данных, их особенностей и характеристик.
  • Визуальное или экспериментальное сравнение. Применяется для определения классификации, типологии, оценки, генерализации. Унифицирует приёмы наблюдения, стандартизацию исходных и получаемых научных данных.
  • Измерение с получением качественных и количественных показателей. Способ приписывания характеристик предметам исследования, их свойствам или отношениям.
  • Моделирование и искусственная имитация. Выражается в геометрических, графических или математических формах. Осуществляется путем построения моделей, которые заменяют реальные объекты, процессы и явления.
  • Анкетирование. Характерно, прежде всего, для гуманитарных направлений. Используется для составления статических или динамических статистических представлений.
  • Наблюдение – ключевой практический метод, может быть визуальным или косвенным. От эксперимента отличается пассивным характером. Фиксируются данные, полученные без прямого воздействия на предмет.
  • Интервью. Используется для получения экспертной точки зрения по какому-либо вопросу. Отличается строгой организованностью и неравноценностью функций собеседников.

Как выбрать, какой метод исследования использовать в курсовой?

Чтобы выбрать необходимые методы для курсовой работы, нужно отталкиваться от целей и задач исследования. Методология обсуждается на этапе планирования с ведущим куратором. Очень важно, чтобы она соответствовала принципам научного исследования, помогала выделить научную новизну. Кроме того, методы исследования курсовой работы должны соответствовать логике и научной обоснованности.

Как оформляются методы исследования

Согласно требованиям стандартов, методы исследования подробно описываются во введении к курсовой работе после обозначения предмета, целей и задач. Подробно рассказывать про них не нужно, достаточно просто перечислить. В случае использования малоизвестных или новых способов познания, они должны быть кратко и емко описаны. Кроме того, в этом же блоке помимо методологии описывается оборудование, которое было задействовано для получения данных и выводов.
Доверьте свою работу экспертам
Узнать стоимость
Наша система отправит ваш заказ на оценку 17 350 авторам
Первые отклики появятся уже в течение 10 минут
252 экспертов онлайн